Историческая фотография
10:49 29.07.2024 16+
Историческая фотография
.
В личном фонде в архиве современной истории Чувашии Владимира Яковлевича Григорьева, ушедшего от нас навсегда в мае 2024 года, хранится, вероятно, копия старой фотографии. На ней вместе со своими учениками запечатлён уникальный человек, педагог от Бога Иван Яковлевич (Якимович) Зайцев, трудившийся на ниве просвещения и образования 64 года, с 1899 года почти 40 лет из них учительствовавший в д. Полевой Сундырь Комсомольского района. Иван Яковлевич один из основоположников чувашской советской школы, педагог, краевед, метеоролог, статистик, первый Герой Труда из чувашских учителей (1924 г.). Это гордость Кошелеевского края, память о котором надо сохранить в его истории.
.
Родился Иван Яковлевич Зайцев 24 ноября 1860 года в д. Новое Булаево (Акчел) Тетюшского уезда (ныне Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики). В 1873-1875 годах учился в Симбирской чувашской учительской школе. В 1875-1882 годах работал на разных должностях в городах Симбирск, Буинск, Нижний Новгород, д. Новое Булаево. В 1882 году сдал экзамен на звание учителя. Преподавал в школах Чебоксарского и Тетюшского уездов – Кушниковской, Большемякинской, Новотинчуринской, Полевосундырской. Одновременно с 1880-х годов он занимался краеведением - собирал фольклорно-этнографические материалы, обследовал и записывал местные объекты древности. Состоял членом-сотрудником общества изучения археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1895 г. в с. Большая Таяба открыл метеорологическую станцию.
.
В 1897 году за активное участие во Всероссийской переписи населения Иван Яковлевич награжден медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения», в 1902 году за труды по сельскому хозяйству и статистике – серебряной медалью, за работу в области народного просвещения - бронзовой медалью. В 1906 году он стал корреспондентом Главной физической обсерватории и обладателем серебряной медали, в 1907 году – значка за ценные метеорологические наблюдения. Главная географическая обсерватория в г. Санкт-Петербург в 1913 году за организацию метеорологической станции II разряда и наблюдения наградила его бронзовой медалью. В 1916 году он удостоен серебряной медали в честь 50-летия земства. В 1938 году за успехи в многолетней педагогической деятельности Ивану Яковлевичу второй раз было присвоено почетное звание Героя Труда. В 1939 году в числе 40 учителей по Чувашской АССР он награждён медалью «За трудовое отличие». Неоднократно избирался членом районного и сельского Советов и других организаций.
.
Иван Яковлевич Зайцев имеет ряд работ по этнографии, археологии, истории. Среди них – статья о Болшетаябинском городище. Он оставил воспоминания о Симбирской чувашской школе, И. Я. Яковлеве, И. Н. Ульянове и др.
.
Иван Яковлевич Зайцев встречался и переписывался с революционером, соратником и женой В.И. Ленина Надеждой Константиновной Крупской. Одно из писем, написанное в 1937 году, приводится в книге Б. Орса-Койдановской «Интимная жизнь Ленина: Новый портрет на основе воспоминаний, документов, а также легенд» (Минск: БАДППР, 1994, С. 9-11). Н. К. Крупская получила письмо от чуваша – учителя Полево-Сундырской неполной средней школы Батыревского района Чувашской АССР – Ивана Яковлевича Зайцева. Тогда ему было 77 лет. На его письмо к Крупской обратила внимание немецкий исследователь:
.
«Иван Яковлевич – сын батрака. С 8 до 13 лет пас гусей. Страстно хотелось ему учиться, и он бежал потихоньку от отца из дома, чтобы поступить в школу. Два дня пробирался до Симбирска и хотя опоздал к началу занятий, но все же поступил в школу благодаря Илье Николаевичу Ульянову, который пожелал мальчонку. Иван Яковлевич Зайцев рассказывает, как однажды в первый год его пребывания в школе, на урок арифметики пришел Илья Николаевич Ульянов. Илья Николаевич вызвал его к доске: Зайцев хорошо решил и объяснил задачу. Илья Николаевич сказал: «Хорошо, иди на место!»
.
«После обеда, - рассказывает в своем письме Иван Яковлевич, - ученикам была дана самостоятельная письменная работа-сочинение. Учитель задал тему «Впечатление сегодняшнего дня». При этом он объявил, что мы можем писать о любом случае из своей школьной жизни, которой сами считаем особенно важным. Одним словом, о чем угодно.
.
Все ученики на несколько минут призадумались, подыскивая подходящую тему. Некоторые вспомнили довольно смешные случаи из школьной жизни, а другие старались выдумывать из головы. Мне не пришлось долго искать тему, так как у меня не выходило из головы посещение урока математики директором Ильей Николаевичем и его объяснение плана решения задачи. Я и решил писать об этом.
.
Я написал: «Сегодня, в 9 часов утра, во время урока математики, пришел к нам г. директор, Илья Николаевич. Вызвали меня к классной доске и задали задачу, в которой несколько раз повторялось слово «гривенник». Я записал задачу, прочитал ее и стал планировать ход решения. Г. директор, Илья Николаевич, задал мне наводящие вопросы, и тут я заметил, что Илья Николаевич чуточку картавил и слово «гривенник» выговаривал «ггивенник». Это врезалось мне в голову и заставило думать: «Я ученик, и то умею правильно произносить звук «р», а он, директор, такой большой и ученый человек, не умеет произносить звук «р», а говорит «гг».
.
Далее я писал о кое-какой мелочи и на этом кончил сочинение. Дежурный собрал тетради и сдал учителю, В. А. Калашникову.
.
Через два дня, после обеда, на уроке должно было быть изложение прочитанной статьи. Нам раздали наши тетради. Все бросились смотреть отметки. Одни радовались, другие так себе, не высказывали ни радости, ни горя.
.
Учитель Калашников умышленно оставил мою тетрадь у себя. Потом, швырнув мне тетрадь в лицо, с возмущением сказал: «Свинья!»
.
Я взял тетрадь, раскрыл ее и увидел, что мое сочинение перечеркнуто красным крестом, а в конце его стоит отметка «0» - ноль. Потом подпись. Я чуть не заплакал. Слезы выступили от глаз. Я от природы был прост, наивен, впечатлителен и правдив. Таким я и остался на всю жизнь.
.
Во время письменной работы в класс вошел Илья Николаевич. Поздоровались и продолжали работу. Илья Николаевич ходил между партами, кое-где останавливался, наблюдая за работой. Дошел и до меня. Увидел на моем прошлом сочинении красный косой крест и отметку ноль, положил одну руку мне на плечо, другой взял мою тетрадь, стал читать. Читает и улыбается. Потом подозвал учителя, спросил: «За что вы, Василий Андреевич, наградили этого мальчика орденом красного креста и огромнейшей картошкой? Сочинение написано грамматически правильно, последовательно, и нет здесь ничего выдуманного, искусственного. Главное – написано искренно и вполне соответствует данной вами теме».
.
Учитель замялся, сказал, что в моем сочинении есть места, не совсем удобные для начальствующих, что будто он… Директор И. Н. Ульянов, не дав ему договорить, перебил его и сказал: «Это сочинение – одно из лучших. Читайте заданную вами тему: «Впечатление сегодняшнего дня». Ученик написал именно то, что произвело на него наибольшее впечатление во время прошлого урока. Сочинение отличное». Потом он взял мою ручку и в конце сочинения написал: «Отлично» - и подписался «Ульянов».
Этот случай я никогда не забуду: его нельзя забыть. Илья Николаевич доказал, насколько он был добр, прост, справедлив».
.
Иван Яковлевич Зайцев умер 19 сентября 1948 года в деревне Полевой Сундырь Комсомольского района Чувашской АССР. Он один из тех людей, чьё влияние, значимый вклад в чувашскую педагогику, историю, развитие образования в Чувашии мы осознаём спустя многие годы. Его имя символ высокого профессионализма и преданности своему делу. Его наследие продолжает вдохновлять новые поколения педагогов на достижение высоких результатов в своей работе и на сохранение традиций чувашской педагогики.
.
По материалам сети Интернет и Энциклопедии Комсомольского района.
Фото – ГАСИ ЧР. Ф.Р-3238. Оп. 2. Д. 26. Л. 33. Учитель И. Я. Зайцев с учениками.
.
Оставить сообщение: